Первый в мире пилотируемый космический корабль

Первый полет в космос ― невероятное по своему смыслу для человечества событие. Многие годы люди разных профессий трудились над созданием первого летательного аппарата, который смог бы стать важнейшим инструментом для осуществления великой космической миссии.

По итогу всех трудов, 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.

Какой же была первая космическая ракета, и какие требования выдвигал космос к экипировке космонавтов?

«Восток-1»  ― первый в мире пилотируемый космический корабль

«Восток» представлял собой корабль-спутник и, в отличие от современных космических кораблей, не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля 4,3 метра, максимальный диаметр 2,43 метра, стартовая масса 4 тонны 725 килограмм. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков ― спускаемого аппарата сферической формы (объем 5,2 кубических метра) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 кубических метра) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Корабль был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной ― на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только, будучи вменяемым.

Специально для космического полета была разработана система космической связи «Заря», работавшая в диапазоне ультракоротких волн, которая создавалась с 1959 по 1961 год. В то время, когда корабль находился вне видимости наземных пунктов «Зари», использовалась система дальней коротковолновой связи «Весна».

Для передачи данных о состоянии космонавта использовалась коротковолновая телеметрическая система «Сигнал». Наблюдение за космонавтом производилось с помощью космической телевизионной системы «Селигер».

Все внутреннее электропитание корабля осуществлялось за счет серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, разработанных во ВНИИИТ. Одна из батарей размещалась в приборном отсеке, вторая ― в спускаемом аппарате. Всего в различных системах корабля бы­ли использованы: 421 электронная лампа, более 600 полупроводниковых транзисторов, 56 электродвигателей, около 800 реле и переключателей. Общая протяженность электрических кабелей на корабле составляла около 15 километров.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Экипировка космонавта

Так как полет на околоземной орбите продлился всего лишь 108 минут, никаких особенных вещей, кроме скафандра и нескольких кислородных баллонов, не требовалось.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 километров. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом № 918. Сегодня это Научно-производственное предприятие «Звезда» имени академика Гая Ильича Северина.

За прототип первого скафандра взяли костюм «Воркута» для пилотов истребителей Су-9, где также критически важным была регуляция давления и подачи кислорода.

«СК-1» представлял собой «мягкий» скафандр из двух слоев ткани. Один слой был из лавсана, или полиэтилентерефталата ― это термопласт. На тот момент это был новейший материал, его получили в Лаборатории Высокомолекулярных соединений Академии наук относительно недавно, в 1949 году. Из лавсана сделали силовой слой скафандра. Сегодня этот материал используют, например, для производства пластиковых бутылок!

Второй герметичный слой сделали из резины. А внешний слой, который видели все ― это оранжевый водонепроницаемый чехол. Оранжевым он был для того, чтобы облегчить поисковые работы космонавта, на случай, если тот катапультируется из кабины и приземлится на парашюте.

Шлем был не снимаемым, к нему подключались датчики давления. В случае падения давления, шлем автоматически захлопывался, а шланг, который продувал внутренний слой костюма воздухом из кабины корабля, отсекался. Подача воздуха в таком случае шла из кислородного баллона. Выходить в открытый космос в таком скафандре, конечно, было нельзя, но космонавт мог автономно от корабля продержаться в нем 4 часа внутри кабины.

Также в первом скафандре уже было предусмотрено ассенизационное устройство.

Шили «СК-1» строго по меркам первого отряда космонавтов, то есть он не был универсальным. Весил скафандр вместе со шлемом 20 килограмм. Надеть на себя такой костюм человек самостоятельно, без помощи других, не мог. Существовала четкая инструкция, как это нужно делать ― с какой очередностью засовывать ноги, руки и так далее. А вот снимался он уже самостоятельно.

На Гагарине фактически было несколько слоев одежды: нательное белье, теплозащитный костюм, слой из лавсана, слой из резины, и, наконец, оранжевый чехол. 

Total
0
Share